Современное состояние отцовства характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, многие авторы отмечают кризис семьи: рост безотцовщины и уменьшение общего вклада отца в воспитание детей. Т.А. Гурко отмечает ослабление отцовского начала, с другой стороны, происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, отца и матери.
Психологическая готовность к отцовству - это внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом. Все элементы системы психологической готовности к отцовству взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Готовность к отцовству в психологическом аспекте характеризуется тем, как сформированы такие важные ее элементы:
- развитие личности отца, направленное на последующее воплощение и осознание всей возложенной ответственности;
- знаний об отцовстве, а именно роли и значения отца в семье и по отношению к ребенку;
- стереотипов и потенциальных направлений касательно детского воспитания;
- характеристики своей же готовности к отцовству.

Уровень психологической готовности юношей к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущего родителя. Высокий уровень определяется положительным отношением к родительству, будущему ребенку, принятием себя как будущего родителя, родительской роли. Низкий - отрицательным отношением к родительству, будущему ребенку, отвержением себя как будущего родителя, родительской роли. Средний - отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к родительству, сочетанием различных уровней сформированности компонентов отношения к отцовству.
В полной семье юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности ребенка. Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность и сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей юноши склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.
Возраст оказывает положительное влияние на развитие компонентов психологической готовности юношей к отцовству как системе отношений:
• к будущему ребенку: от излишней концентрации на ребенке к адекватному представлению о его воспитании, демократизации отношений;
• к родительской роли: от выделения негативной стороны отцовства к осознанности его плюсов, появлению уверенности в необходимости отца;
• к себе как к будущему родителю: от чувства неуверенности, страха к ответственности, способности к сотрудничеству;
• к родительству. от представлений об идеальном отце как активном, энергичном, решительном. По мере взросления к этим характеристикам добавляются искренность, открытость и настойчивость.
Высокий уровень психологической готовности к отцовству обусловливается такими личностными особенностями как: активность, творчество, доверие, целеустремленность. Средний - стремлением к доверительным отношениям, познанию, поиском конструктивных способов решения проблем. Низкий - недоверием и неорганизованностью, негативным восприятием окружающей действительности, равнодушием, неуверенностью.

Г. Овчарова подчеркивает два главных фактора в формировании отцовства. Первый фактор связан с добрачным этапом, то есть, еще до того момента, как женщина и мужчина станут родителями. В этом случае бывает лишь его образно сконцентрированный смысл, который вносит в себя «образы эмоций, связанные с процессом воспитания детей, отдельные и общие когнитивные схемы: планирование уклада жизни в условиях воспитание детей, планирование учебного процесса, а также образы личности поведенческие акты и все поведение в целом».
На данной стадии формируется возможность стать отцом, а отцовство бывает лишь только на теоретическом уровне, так- как воображения, мечты и представления представляют собой мощнейший мотивационный фактор. Эту стадию можно разделить на два периода. Первый период возникает с рождения и тянется до начала пубертатного периода. Данные периоды имеют различия по «весу» в их развитии, как два существенных фактора первый из этих двух факторов можно отметить вот как: «фактор семейного и несемейного окружения».
А вот другой период сознательного родительства можно отнести к периоду образования в старших классах в школе. И второй фактор можно поставить, как фактор полового созревания. И поэтому в первый период стадии у юноши начинает происходить становление как личности, взаимодействие со своей семьей и близким окружением, то во второй период личность принимается попробовать в значительной степени широчайший круг социализации. И все эти данные изменения начинают возникать в период главнейшего новообразования переходного возраста.
С появлением своего собственного ребенка возникает новый этап формирования отцовства, в этом этапе происходит реализация отцовства, этот этап длится в течении всей жизни.
Три процесса становления осознанного отцовства:
– интериоризация – превращение внешнего воздействия в факт сознания ребенка;
– идентификация, категоризация и механизмы обучения, в результате которого усваиваются одни нормы и ценности, и другие;
– экстериоризация – конверсионный опыт сознательного отцовства в действии (в момент становления отцом).

Психологическая готовность мужчины к отцовству характеризуется
формированием следующих факторов (О. Шмелёва):
1. Степень зрелости и развития личности юноши как будущего отца;
2. Осознанность и понимание ответственности роли мужчины в создании семьи;
3. Понимание роли мужчины в семье, об отцовстве, о важности и
необходимости участия во взаимодействии с своим ребенком;
4. Оценка степени готовности к отцовству;
5. Знание детского воспитания.